Айкидо боевое искусство?

Последнее время мы все чаще говорим о значении и понимании айкидо. У нас в додзе это происходит потому, что чем глубже мы погружаемся в изучение, тем сложнее не потерять суть того, чем занимаемся. Звучит странно, но это так. Если вы заметили, последние два года Маруяма сэнсей очень много времени уделяет именно этим вопросам. Последний раз он писал об этом 3 апреля 2017 года. Как правило, это маленькая статья. Очень часто Сэнсей говорит: «В древности японцы думали так…, считали так…, жили так…». Когда мы читаем, в душе понимаем, что написано очень правильно. Но когда возвращаемся в свою жизнь, не очень понятно как это реализовать сегодня.

В субботу была тренировка. Изучали рандори. Пока технику делают новички, вопросов не бывает, потому что их цель правильно понять движение, но как только оно освоено возникают вопросы: «Для чего мы это делаем?». Очень хорошо, когда возникают вопросы и плохо, если они не возникают. Тогда, появляется вероятность свалится в бездумное, автоматическое повторение. Хуже того, через некоторое время приходит разочарование. Еще хуже, если разочарование не приходит… Если не понять для чего мы это делаем, все перетечет в неправильное русло, и как следствие, со временем, поменяется само движение. Поэтому так важно не только помнить то, о чем говорит Маруяма сэнсей, но постоянно искать ответы на вопросы, которые подкидывает жизнь и практики, в той плоскости, в том понимании, которое мы изучаем.

Айкидо – боевое искусство.

Маруяма сэнсей говорит о том, что Юишинкай айкидо не является боевым искусством прежде всего потому, что в сознании западных и восточных людей боевое искусство имеет абсолютно разное понимание. Большего того, сэнсей вынужден говорить о древних японцах, объясняя принципы айкидо, так как сознание современных японцев тоже быстро меняется и становиться ближе к западному.

Что бы прояснить этот вопрос, Сэнсей говорит что Юишинкай айкидо это «Истинное Будо». Что бы лучше разобраться в этом вопросе, он часто приводит примеры из жизни.

Вот одна история об очень известном самурае Бокуден Цукахара . Его цель была придти в одну из деревушек, но дорога лежала через очень опасное место, где были дикие лошади. Все люди знали об этом месте, но все равно ходили этой дорогой, так как она была самой короткой. Самурай тоже знал, что эта дорога самая короткая, но ничего не знал о лошадях. Тем не менее, подойдя к развилке, он выбрал другой путь, и пришел в деревню обходной дорогой.

Что повлияло на его решение? Большинство людей будут думать, что это способность предвидения, но это не так. Все дело в восприятии пространства и времени. Мне бы не хотелось подробно на этом останавливаться, так как неправильное восприятие образов может усложнить продвижение в практике. Понять о чем идет речь можно только через личный опыт, через ваши чувства и многократные повторения. В Айкидо мы учимся находить правильное положение в пространстве таким образом, что можем контролировать процесс, оставаясь при этом незаметными, помогаем ему проистекать. И если ваша помощь лишена вашего эго, то появляется возможность изменить этот процесс, гармонизировать его, снять напряжение. Так и с Бокуден Цукахара. Он чувствует пространство и время, и точно знает, в каком месте и в какое время лучше находится.

Самурай это воин. Почему в этой истории главный герой Самурай? Ведь на его месте мог быть монах. Занимаясь только практикой Дзен, мы тоже можем развить в себе чувствительность и понимание правильного выбора направления. (Хочу еще раз оговориться, что речь идет не о развитии в себе способности предвидеть события и выбора оптимального, для своего понимания, направления. Речь идет совсем о другом.) Монахи вообще очень странные и не понятные люди. Живут в своем мире, часто отгораживаются от мирских забот. Ходят не понятно где, зачем и для чего. Для большинства людей они странные и загадочные. Другое дело воин, он ближе и понятнее. Он живет в реальной жизни, ему приходится сталкиваться с такими же проблемами как у нас и решать их. С одной стороны мы не хотим убивать, нам не приятна агрессия…, но проблемы решать нужно и тогда нам интересен тот воин, тот самурай, мастерство которого лежит за пределом силы, быстроты меча и реакции.

Давайте попробуем разобраться вместе, что лежит в основе этого мастерства. Маруяма сэнсей пишет:

«Древние прародители японцев всегда жили рядом со своими богами. В древности в Японии будзюцу (боевые искусства) считались способом умиротворить душу другого человека. В Кодзики используются слова «котомуке, яваши» (букв. «обратиться со словами и успокоить») в значении «сделать так, чтобы другой человек признал вашу правоту». Это имеет самое прямое отношение к тому, чтобы, через котодама, изменить состояние ума другого человека, нацеленного на борьбу. Основатель всегда говорил: «Это котодама. Айкидо направлено на то, чтобы изменить состояние ума другого человека, нацеленного на борьбу.»

 ( поясню, котодамой могут называться звуки, вибрации, которые несут нечто, что может помочь человеку смотреть на ситуацию по-другому.)

Какими качествами и умениями должен обладать человек способный успокоить душу другого человека? На ум сразу приходят священники или психологи, которые помогают человеку в трудную минуту. Священники вселяют в человека веру, но не каждый человек готов идти путем веры. Для того, что бы вселить в человека веру, требуется время и сам священник должен быть глубоко верующим. Бывают случаи «промывания» мозгов, но здесь речь уже идет не о вере, а о чем-то другом. И технология ближе к работе психолога. У нас задача совсем другая. В жизни мы часто попадаем в сложные ситуации. Иногда, время позволяет нам постепенно решить проблему, иногда его мало, а иногда это одно мгновение. Но всегда, если присутствует другой человек, это вопрос взаимоотношений. А если нет человека, то это наше взаимоотношение с окружающим миром. Как наладить взаимоотношения как успокоить агрессивный разум человека?... Вариант, с отключеним мозга оппонента, мы не рассматриваем. :) Из действенных способов существует только один. О нем говорят мастера, о нем говорит основатель Айкидо, о нем говорит Маруяма сэнсей. Это слияние - 合.

Человек сложная структура. У него есть тело. Есть то, что мы называем энергия. Вопрос с энергией не простой. По сути, все является энергией и тело и то, что проистекает по энергетическим каналам и то, что мы чувствуем, когда делаем кияй. В данном контексте, мы говорим о той энергии, которая помогает понять, что такое расширение Ки. Так же у человека есть разум, есть душа…

Что мы имеем ввиду, когда говорим - слияние? На каком уровне происходит слияние? Логика говорит о том, что правильное слияние это полное  слияние, слияние на всех уровнях.

Маленькая история. Много лет назад занимался цигун, пытался понять, что такое человек и что такое болезни. Тогда не было желания вылечить всех и заработать денег. Просто иногда обращались люди. Чаще всего через знакомых. Думаю, что помню всех, с кем сводила судьба. Как правило, это были сложные ситуации, которые ставили не простые задачи и давали огромный опыт. Наиболее глубокий след в памяти оставили случаи с раковыми заболеваниями… Всегда хотелось помочь. Когда приходил, видел, как страдает тело, чувствовал, как нарушена энергетика. Помогать телу можно. Но врачи делают это лучше. Пытаешься разобраться с энергетикой и понимаешь, что проблема гораздо глубже – в душе. Однажды был у женщины,  которой врачи поставили диагноз рак печени. Начал с простого прикосновения к ногам… Через некоторое время она вскочила и начала метаться по комнате, постоянно причитая. Потом села на диван и наши глаза оказались на одном уровне. Это были абсолютно безумные глаза. Я почувствовал сильнейший удар. Каждая клеточка в теле отозвалась страшной болью. В каком-то смысле это было слияние. Тогда я ничего не знал про Айкидо. Женщина сразу обмякла и успокоилась. Я ушел, понимая, что ни чем не могу ей помочь. Ехал в машине домой, старался ни о чем не думать, но по щекам текли слезы так, что не видно было дороги. Конечно, задавал себе вопрос что происходит, но ответить на него не мог. Много лет меня мучил вопрос, как помогать в таких случаях. Решился с этим вопросом подойти к мастеру Сюи Минтану, на семинаре по «Терапии мыслеобразами». Ответ меня поразил своей простотой. Лечи на том уровне, на каком можешь. Понимаю, что со стороны это выглядит смешно, но тогда это для меня было открытие. Внутри исчезло напряжение и пришло понимание, что если хочешь помогать, то нужно обязательно двигаться вперед, а сейчас можешь делать только то, что можешь.

Вот так и с Айкидо. По мере того как мы учимся, мы поднимаемся от ступеньки к ступеньки. Сначала учимся понимать и чувствовать движение тела своего партнера. Потом чувствовать и понимать проистечение Ки. Потом понимать его состояние, понимать его душу… Пока мы не умеем понимать тело, то можем получить по голове…  ( но хороший уке этого никогда не допустит, хотя… иногда это бывает очень полезно J ). Со временем наше тело становиться послушным. Потом учимся справляться с выбросом Ки партнера и сливаться на более тонком уровне, потом учимся понимать и принимать партнера. Потом…

Но мы немного увлеклись. Давайте еще раз остановимся на том, что необходимо, что бы слиться с партнером на уровне движения тела. В первую очередь это возможность свободно двигаться. Тело должно быть живым , чутким и подвижным. Конечно, ваше тело подчиняется вашему разуму, и многое зависит от его состояния, но не будем забегать вперед. Необходимо много двигаться и тренировать свое тело. Важно при этом, что бы ваше тело было очень устойчивым. Это дает спокойное состояние ума и добавляет уверенности. Тренируя свое тело, мы всегда помним о своем центре и о внутренней оси. Только так, мы можем достичь хорошего результата. Часто приходиться сталкиваться с мнением, что для тренировки духа и сознания тело не так важно. Это большое заблуждение. Оно возникает из-за того, что человек тренирующий сознание, как правило, ставит определенную цель и в результате тренировки получает изменения в сознании. Цель достигнута и переубедить, такого человека, очень сложно. Достигнута цель, но качество изменений может быть разным. Мы очень часто говорим о расширении Ки, но очень редко о том, что несет в себе это Ки. Так и с тренировкой сознания. Мы получаем эффект, результат, но что он в себе несет крайне сложно понять. Дело в том, что мы живем в плотном мире и именно тело, является связующим звеном между сознанием и окружающем нас миром. В православии часто говорят, что душа отошедшая от тела, уже не может для себя ничего сделать. И тогда только молитва живых может ей помочь. Так устроены законы вселенной, что влияние духа на тело сильное, но не менее сильно влияние тела на душу. Именно тело рождает страх, когда оно испытывает стресс. Тело боится повреждений, оно боится смерти. В этой связке Тело-Душа , нельзя тренировать только одно. И то, и другое должно стремиться к совершенству. К тому совершенству, которое доступно в сегодняшних обстоятельствах.

Второе, это слияние на уровне Ки. Когда ваш партнер атакует, он должен уметь правильно атаковать не только на уровне тела, но так же на уровне Ки. В той истории что рассказывал, это был мощный энергетический удар. Но с этими ударами мы встречаемся по жизни постоянно. Они бывают сильные, бывают слабые, бывают дома, на работе, в транспорте… где угодно. И каждый раз, получая удар, нам становиться плохо. Вопрос слияния на уровне Ки не простой, так как для него требуется кияй не слабее, чем у вашего партнера. Это только необходимое условие, но не достаточное. Что бы нанести урон достаточно иметь сильный кияй, но для слияния, важно ваше открытое сердце.

Хорошо помню одну историю. В одном из додзе, ученики много времени уделяли развитию Кияй. Практиковали мисоги, субури с мощным кияй, ката с бокеном под барабан… Потом было лето. Все разъехались по отпускам. Осенью собрались все вместе и делились впечатлениями. И вот, один из учеников рассказывает, как они ездили в Турцию. В местном туристическом офисе они заказали экскурсию. Заплатили деньги, а в результате получили не то, что заказывали. Тогда этот молодой человек вернулся в офис и попросил вернуть деньги. Работник офиса, нагло улыбаясь сказал, что знать ничего не знает, а если вам что-то не нравиться подавайте в суд. Была небольшая словесная перепалка, а потом это молодой человек врубил кияй. Работник офиса чуть не описался, какое-то время приходил в себя, а потом вернул деньги. Молодой человек был очень рад, что практика приносит действенные результаты в жизни, и поэтому готов еще и еще заниматься.

Но представьте себе на минуту, что работник офиса тоже практикует мисоги, субури, а может что и покруче… Чем бы закончилась эта история? Опять столкновение, опять победителем выйдет тот, кто сильнее… Тогда нужно или менять школу, где будут круче практики, или еще больше тренироваться… Бесконечный бег по кругу…

Можно приводить много примеров. Да и расширение бывает разное. Тренируя кияй с мощным дыханием и выкриком, вы начинаете понимать, что такое молчаливый кияй. К нему очень чувствительны дети. Своим молчаливым кияй вы сможете легко надавить на ребенка и даже загнать его в депрессивное состояние, а можете успокоить и сделать очень внимательным. Первое сделать во много раз легче. А что нужно уметь, что бы сделать второе? Ребенок, которого давили физически, психологически может быть сломленным, а может выстоять. И тогда мы считаем, что он стал сильнее. Вырастая, он тоже научиться давить и будет «закалять» своих детей, забывая, что природа и вселенная всегда сильнее его. Забывая это, он будет бороться с природой, не понимая, что этим убивает себя. Бег по кругу, до самой смерти, до полного исчезновения.

Мы подошли к ключевому моменту. Чем отличается «Воин Победитель» от человека практикующего Будо?

Мы говорили о том, что в мире, который состоит из плотной физической материи, нужно взаимодействовать через материю – через свое тело. Поэтому важно иметь хорошее тело, которое может свободно двигаться в этом пространстве без страха.

Важно иметь мощное Ки. Так как это более тонкая материя, и она оказывает более существенное влияние на процессы, происходящие в плотном мире. У Ки есть еще одна особенность. Оно является связующим звеном между всеми объектами этой вселенной. И чем сильнее возможность вашего расширения ки, тем легче научиться слышать и понимать, что происходит вокруг вас.

Обладая этими качествами, вы можете стать хорошим воином. Так же, стремясь стать хорошим воином, вы сможете научиться этим качествам. Более того, на мой взгляд, это один из самых быстрых путей в обучении. Обратите внимание, что в Японии огромное количество самураев постоянно оттачивали свое мастерство. Многие из них соревновались, в поисках более достойного соперника, но не многие, достигнув вершины мастерства, пришли к пониманию того, что обращает весь опыт и все умения не в разрушение, а в созидание. То, что лежит за гранью воинского искусства и делает человека непобедимым. Непобедимый это не тот, об кого ломается все оружие. Непобедимый этот, по кому нельзя нанести удар. Этот вопрос не простой, но у нас были случаи на тренировках, когда уке говорил, что не может атаковать из-за «необычного» состояния наге. Были случаи в жизни, про которые часто рассказывал, когда пьяный агрессивный человек вдруг останавливался и сам уходил.

Речь идет о вашем сердце. Оно все меняет. Думаю, это одна из причин, почему основатель Юишинкай айкидо Коретоши Маруяма сэнсей выбрал для названия школы именно эти иероглифы.

唯心会

В основе лежит только сердце, ваш дух, ваш разум.

Вы можете научиться сливаться на уровне тела и Ки. Вы можете избежать сложной ситуации или разрешить эту ситуацию наилучшим образом. Но она будет всегда повторяться в жизни. Это будет бег по кругу до тех пор, пока ваше сердце все не изменит.

Слово «изменит» не удачное. Сердце ничего не меняет. Просто попадая в сердце, ситуация сама меняется. Это не просто. Сердце должно быть большим, понимающим, принимающим, чистым, сильным. Каждое из пяти этих слов, я бы написал большими буквами. По одному слову, на каждую страницу. Пусть оно будет по центру большого белого листа. Потому что за каждым словом, стоит наша большая жизнь и там еще ничего не написано. Как мы будем проживать эту жизнь, пытаясь понять смысл каждого слова, зависит только от нас.

Является ли Айкидо боевым искусством – да, является. Но это искусство где человек не старается стать победителем или играть роль побежденного. Это искусство живого взаимодействия. Будо это прежде всего жизнь и она очень сильно нас наказывает, если мы уходим от реальности. Именно те аспекты, которые мы рассматриваем во время взаимодействия с точки зрения боевой ситуации, заставляют нас не терять связь с реальностью. Как только я скажу, что Айкидо не боевое искусство, уке перестанет правильно атаковать. Наге не сможет учиться правильному взаимодействию.

P.S.

Начинал писать эту статью, потому что у нас было рандори и в какой-то момент речь зашла о его неправильном понимании. В результате мы вернулись к основам Айкидо. Рандори это очень сложная практика, которая позволяет нарабатывать определенные умения.  Для их наработки должны соблюдаться определенные условия. Задача уке - создать в пространстве череду атак. Помните, мы говорили о чувствовании пространства и времени? Наге, должен научиться чувствовать это пространство и выбирать наиболее «мягкую» точку в пространстве. В этой мягкой точке принимать атаку уке, сопровождать его ки во время броска и перемещаться к следующей точке взаимодействия. В атаке уке должно быть много ки и ритмичность. Ни в коем случае это не должно быть желание вцепиться в наге и завалить его. Если у уке в основе будет лежать это желание, то оно подсознательно приведет всех уке к нарушению ритма. С другой стороны, если наге теряет ритм и путается в пространстве, то уке могут зажать наге, тем самым показав ему ошибку. Рандори это один из способов формирования правильных умений. Практикуя айкидо, выполняя различные техники, мы не должны забывать о реальности взаимодействия. Потому что Будо это практика помогающая жить, а жизнь, что бы там не говорили, это реальность. Весь вопрос какая? :)