Ичикукай 2015.

 Пятница, 6 марта 2015 года. Япония, пригород Токио. Сижу на подушке в Дзендо на втором этаже Ичикукай Додзе и читаю сутру с листа, сложив ладони перед собой и держа листок большими пальцами. Под ритм ударов по деревянной рыбе полой внутри ускоряется гортанное чтение сутры:

Ханья Харамита СингеКан Дзи Дзай бо за ге ...
Постепенно ритм ударов учащается, и сутра льется непрерывным звуком.Напротив меня сидит пожилой Японец лет шестидесяти.  Закончив чтение сутры он складывает руки на животе. Повторяю движение за ним. Вытягиваю макушку и постепенно внутренним взором пробегаюсь по телу, расслабляя мышцы. Сердце учащенно бьется. Волнуюсь. Сложно поверить, что происходящее -  реальность. Впереди три дня практики Дзен медитации. Концентрирую внимание на центре внизу живота, но глаза остаются полуоткрытыми. Татами передо мной  расплываются и превращаются в единый орнамент. Считаю выдохи:Иииииичччччч, Нннниииииии, Ссссааааннннн...В паузах между выдохами вылавливаю моменты внутренней тишины и приостановки внутреннего диалога. Когда  ум  наполняется тишиной, убираю счет. Вначале практики это дается легко...
Одно время мне снился странный сон: стою на перроне, поезд отходит, а я не успеваю на него... На бегу прыгаю на подножку, а он словно растворяется. Остаюсь на перроне и смотрю, как он скрывается вдали.  Просыпался с чувством  опустошения и одиночества, как будто меня забыли. По телу пробегал холодок. Почему мне снился этот сон?
Вопросы - то, что помогает нам прийти к пониманию. Задаваясь вопросами мы обучаемся, познаем окружающий нас мир.  А как познавать наш внутренний мир? Ведь что-то же лежит в основе тех чувств, которые мы испытываем? Так в поисках ответов на эти вопросы  я пришел к практикам Дзен медитации. За три года  практик медитации, научился приостанавливать внутренний диалог, не давать оценку и не анализировать, сопровождать вниманием то, что происходит внутри ума. Отслеживать как рождаются эмоции. Контролировать эти проявление, помещая  под свое внимание в начальной стадии. Иногда получалось, иногда нет. Но ведь эмоции - всего лишь пузырьки в кипящей воде. Какой процесс их рождает? Характер? Что такое характер? Образ мышления? Воспитание? Тоже нет понимания. В Японию ехал уже с конкретным намерением - понять суть  этих проявлений.
Распутывая клубок в поиске ответов, путь привел меня в Японию в Ичикукай Додзе.  Впервые об этом месте я прочитал в биографии мастера Айкидо  Коичи Тохея десять лет назад. Там же упоминались принципы объединения ума и тела. В тексте описывали изнуряющие и беспощадные самурайские практики укрепления духа - Мисоги . Тогда  для меня это казалось какой-то непонятной тренировкой организма на выносливость. Я даже и представить не мог, что буду в этих же стенах жить целый месяц, практиковать Дзен медитацию и Мисоги. Прочтенное отложилось в памяти, чтобы потом, когда внутренняя потребность совпадет с возможностью, напомнить о себе и без сомнений идти вперед.
Закончился первый день Сейсина. Было две сессии по сорок минут с шести до девяти вечера, включая время на церемонию открытия. С чувством полной умиротворенности мы пошли спать в соседнее помещение, сохраняя наработанное состояние. Ночью на улице было около нуля градусов. Помещения не отапливались. Спали между двумя матрасами (между одеялом и матрасом не было разницы). За первую неделю  в Додзе организм адаптировался, и сон был спокойным и крепким.
Подъем в 5.30 утра. Опоздать, проспать, сослаться на болезнь нельзя. Есть время только на уборку постелей в шкаф и умывание. В 6.00 утра продолжение Сейсина. После первой сессии идем на завтрак. Читаем молитву благодарности. На завтрак рисовая каша на воде, кусочек омлета с грибами и салат из водорослей. Второй день Сейсина прошел в борьбе со сном и сваливанием в транс, который уносил от реальности то в прошлое, то в будущее, то в параллельную вселенную. По мере накопления усталости концентрироваться становилось сложнее и сложнее. Появилась досада - никакие усилия не помогают стабилизировать внутреннее состояние. Приходилось снова и снова концентрировать внимание на дыхании, чтобы выдернуть себя из спонтанных переживаний.
Третий день прошел в борьбе с болью. Умом присутствовал здесь и сейчас, но внимание было направлено на адскую боль в воспаленных суставах коленей. Ныла спина. Двигаться нельзя. Встать и выйти нельзя. Время кажется бесконечным. Мозг разрывается от сигналов боли со всех участков тела. Я страдал и старался уйти вниманием от боли в центр живота и успокоить колебания ума. В середине дня от преступного "Я больше не могу терпеть" спас перерыв на "Саму". Так называют  работу по Додзе в сосредоточенном состоянии. Я был поражен не столько трудолюбием Японцев, сколько проявлением уважения к любой работе, которую они делали.
Сейсин закончился. Я так и не приблизился к своей цели. Не было ни озарения, ни просветления. Даже элементарного понимания не было зачем все это терпеть. А было только облегчение от того, что боль кончилась. Но только спустя время, понимаю насколько важен был этот Сейсин, и какую ключевую роль он сыграл в дальнейшей практике.
Впереди было еще четыре недели . Мы продолжили наши ежедневные практики. Каждое утро делали обязательный комплекс: подъем в 4.30, уборка помещений, Мисоги , ДзаДзен, традиционный завтрак, Субури. Затем - свободное время, в которое продолжали практиковать Дзен медитацию или работали с Оружием. Вечером посещали тренировки Айкидо, либо просто гуляли по Токио.
Шли дни, и к концу поездки подошло время для практики Шогаку Шуге, которая проходит 4 дня. В эти дни все, что от нас требовалось - сидеть на коленях и делать мощный выкрик словосочетаний "То-Хо-Ка-Ми Э-Ми-Та-Мэ". Уже на первый день, физические силы покидают. Подключается работа духовных сил (грубо назову их возможностями нашей психики). Каждый выкрик должен быть мощнее или не слабее предыдущего. Стоит жуткий гортанный ор. Вокруг тебя собирается группа людей, которые прошли эту практику ранее. Они бьют по спине, тянут за одежду, давят на плечи, выправляя положение твоего тела, чтобы оно начало правильно двигаться при дыхании. Ты под жутким прессингом все время практики. Находясь на пределе, необходимо оставаться внутренне расслабленным. Сохранять спокойное состояние ума. Один из аспектов практики -  найти сочетание мощного выкрика (кияй) , сохраняя "внутреннюю тишину".
За первые три дня я вынул из себя все, что могло мне дать эмоциональную подпитку. Любые эмоции, которые хоть как-то разгоняли психику и давали возможность делать мощный выкрик. Я очистился почти от всех переживаний. 
На четвертый день во время очередной сессии мне вдруг наяву приходит сон с поездом (мы сидим с закрытыми глазами). Внутри все сжалось. Я продолжаю делать выкрик, а меня переполняет опять чувство одиночества. В голове крутится мысль, вызванная чувствами от этого воспоминания - Один, Один, Я Один. Мое сознание охвачено болью и начинают течь слезы. Пытаюсь растворить эту боль, убрав ее в центр живота, как боль в коленях во время Сейсина. Усилием воли стараюсь вернуть себя к реальности. Возникает колоссальное внутреннее напряжение для концентрации внимания. И происходит нечто невероятное. Я чуствую как мой выкрик сливается с выкриком людей, которые сидят со мной рядом, и мы становимся одним целым. Как будто мой ум объединился в одно целое с теми, кто сидел рядом.  И  переживание " Я один" теряет всякий смысл, потому что нет этого отдельного от всех Я...
Прошел год с этой практики.  Это глубокое переживание было всего лишь одним из  множества событий, которое произошли в эту поездку. Но только рассматривая их сквозь время и пройдя различные этапы после самой практики, могу оценить перемены в своем внутреннем мире, и как они влияют на мою жизнь. Я остался обычным человеком, учусь, работаю, занимаюсь спортом. Во мне так же бурлят чувства и эмоции. Но когда проскакивает обида, раздражение или печаль, я вспоминаю о пережитом опыте, что все мы являемся частью единого целого. Мы можем концентрировать внимание на своих переживаниях, но самые главные открытия происходят когда наше внимание направлено на окружающий нас мир.
Токарев Станислав, ГенШинКан Додзе, Москва 1 апреля 2016 в 0:31