Поход, Кавказ 2018

Некоторое время колебался, писать отчет о походе в своей хронике или в разделе Юишинкай айкидо. Колебание было не долгим, так как весь поход можно назвать беспрерывной практикой. Вечерами сидели у костра, смотрели на огонь и в голову приходили мысли о том, что развитие человека через Юишинкай Айкидо почти невозможно без таких погружений в природу. Именно таких…, потому что не каждый поход  или выезд на пикник можно назвать погружением…

Казанский вокзал, поезд, отправление и вот мы уже в Новороссийске. Это было именно так, так как тридцать два часа пролетели как один вдох и выдох. Такси, рюкзак на плечи и мы уже в родных местах. Нас встречали зайцы, виляя хвостиками, когда перебегали перед нами дорогу. Речка текла устало и опустошенно от затянувшихся жарких дней. То ли энтузиазм, то ли волшебный родник, бивший из скалы, придал нам силы, но в этом году весь маршрут до первой стоянки мы преодолели на одном дыхании. Присев на бревнышко, мы подумали, что этому лесу не хватает хорошего очищающего дождя. Воздух был спертый, порой казалось, на стоянках стоял запах от предыдущих групп туристов. Не всегда очень приятный. Мы поставили палатки и к вечеру наши молитвы были услышаны. Пошел проливной дождь. Это было настоящее очищение и не только леса, но и нас самих.Непрерывные потоки с неба сменялись легким морошением, а затем на смену приходили разрывы молний и раскаты грома, уходящие за все мыслимые горизонты. Это продолжалось две недели. Думаю, обычному городскому жителю было бы сложно просидеть в палатке столько времени, но часы медитаций сменялись хорошим отдыхом, а беспокойство за целостность рюкзаков от не прошенных гостей, давало хороший стимул для расширения Ки. Через две недели небо по вечерам стало проясняться и у нас была возможность посидеть у костра и наслаждаться чистотой и свежестью, заполнившими лес. Только река сердито гудела от переизбытка воды и несла мутные потоки к морю. Мы не могли идти дальше по намеченному маршруту, пока не просохнут тропы и камни в горах. Поэтому терпеливо ждали улучшения погоды еще одну неделю. Оглядываясь назад, понимаешь, что все сложилось наилучшим образом. Нужно было время залечить старые травмы и слиться с горами и с лесом. Кто-то может подумать, что это игра воображения, но сердце подсказывает, что это погружение в сказку началось. Лес и горы нас принимают. Сначала, это бабочка, которая делала массаж своим хоботком Марине больше часа. Полутораметровая змея, ожидавшая нас у реки на месте, где мы всегда умывались. Отношение к змеям у всех разное. Я их считал хозяевами леса, к которым нужно относиться с уважением и большой осторожностью. Но в этот раз, я в нее просто влюбился. В какой-то момент даже показалось, что это не простая змея… Невероятная утонченность линий головы, спокойная, тихая грация движений. Сама королева этих мест приглашала нас в свое королевство. Сказки ? Не знаю. Забегая вперед, скажу, что спускаясь к Монастырям, мы встретили двух молодых оленей. А  позже, когда мы рассказывали об этом местным жителям, они удивлялись и говорили, что местные охотники за десятки лет, здесь ни разу не встречали оленей. Следующие две недели присутствие этой змеи часто ощущалось во время занятий. Тишина в теле, магические, завораживающие движения змеиного тела внутри твоего сознания… Вспоминаю об этих минутах с огромной благодарностью. Еще приятная новость! В Плессецкой щели мы встретили наших старых друзей Валеру и Олю Малковых. Это было настолько невероятно и радостно… Мы про них часто вспоминали, но как это обычно бывает, не было времени заехать в гости. А здесь мы опять про них вспомнили, подумали, что они, наверное, ходят по новым неизведанным тропам. А наследующий день  чуть не свалился с тропы от удивления и радости, увидев приближающегося городского индейца. Мы провели два хороших вечера у костра вместе, вспоминая старые истории. Они нам много рассказывали о своих путешествиях. О том, как растут дети, как поменяли работу так что бы было для души, не взирая на потери в деньгах… Эх… Наши люди, очень близкие по духу… и это так радостно…

Попрощались с друзьями, тропы просохли, можно было и нам двигаться дальше. Но что-то внутри подсказывало, что нужно постоять еще один день. Впереди был тяжелый подъем на Тхаб. Решение было принято верное. В утро, когда нужно было идти на вершину, сменилась погода. Подул прохладный ветерок. На небе появились облака, защищающие нас от палящих лучей проснувшегося солнца. Подъем получился опять на одном дыхании. Нас встретил знакомый родничок. Каждый раз, поднимаясь на эту гору и прикасаясь к этому роднику, невольно возникал вопрос. Где стоит тот холодильник, в котором охлаждается эта вкуснейшая вода? Но на этом все не закончилось. Через двести метров, нас ожидало настоящее пиршество – огромная поляна ежевики. За две недели дождей ягоды набрали силу, а несколько последних солнечных дней дали им невероятно сладкий и терпкий вкус. Это полная потеря памяти. Кто мы? Куда идем? Зачем? Про рюкзак, натерший плечи уже не вспоминаешь. Что он есть на тебе, что его нет… Ягоды… Это хорошая практика концентрации. Левый глаз у тебя следит за левой рукой, правый за правой… и одновременно все это плывет тебе в рот…. Наслаждение…

После такой подзарядки, оставшаяся часть пути не вызывала никаких трудностей. Мы пришли к монастырям. Это не обычное место. Даже Валера, который называет себя не воинствующим атеистом, сказал: «Когда я прихожу на Монастыри, всегда поклонюсь местным духам и стараюсь тут долго не задерживаться…» С этими местами связано огромное количество невероятных историй и волшебных снов. С точки зрения палаток и приспособлений были учтены ошибки прошлых лет, поэтому хорошей практике уже ничто не могло помешать. Если в Плессецкой щели мы занимались дзен в среднем по восемь часов в день, то на монастырях получалось по шестнадцать – восемнадцать часов. Но еще раз хочу сказать, что это время, посвященное дза-дзен, условно называется практикой, так как настоящая практика длиться двадцать четыре часа в сутки. Без этого в горах нельзя… Или можно? … Мы встретили на монастырях трех молодых людей. Они остановились на один день, оставили мусор, не потушили большой костер и ушли. Не знаю, как это объяснить словами… Дело не в воспитании. Просто когда чувствительность позволяет быть одним целым с природой, то не можешь сделать какую-нибудь глупость. Не погашенный костер не просто вызывает опасение… Все тело реагирует на возможную беду… С одной стороны тяжело настраиваясь на лес погружать внимание в мышь, которую душит сова, и та, издает затихающие звуки удушья. С другой стороны став лесом, ты уже никогда не хочешь терять этого состояния. И тогда практика не покидает тебя все время.

Семь дней на Монастырях, как в прочем и вся горная часть похода пролетели как один день, оставив не забываемые ощущения силы стихии. Мне ни разу не приходилось попадать в непогоду так, что бы молнии сверкали в небе каждые две секунды и гром сливался в одну, не прерывную канонаду. Было тяжело справиться с мозгом, который вычислял вероятность попадания в тебя молнии, если ты сидишь на самой высокой вершине здешних скал. Но все глубже расслабляясь, страх уходит из тела, оставляя место невероятному восторгу от каждого удара грома, который глубоко массирует все органы твоего крошечного тела.

Спускаясь с Монастырей мы зашли к нашему старому знакомому президенту «Папайской республики» Диме. Из последних новостей узнали, что его старый друг и вдохновитель постройки японского додзе в горах, умер совсем недавно. Додзе полностью построено. Очень красивое. Все сделано в японском стиле. Что будет с ним дальше пока не ясно.

Жизнь есть жизнь. У нее свои правила, которые мы должны научиться понимать. А пока мы шли по горным дорогам, пересекали вброд поднявшуюся реку, лакомились остатками ежевики. По небу нас сопровождали темные тучи, и было не понятно, то ли они защищают нас от солнца, толи хотят пролить несколько капель своей ласки на наши уставшие плечи. К четырем часам мы пришли на базу отдыха и было очень приятно, когда нас узнали и пригласили переночевать. Дальше была не большая пытка едой. Потому что салаты из свежих помидоров и огурцов  соскучились по нас, больше чем мы по ним. Но в противоречие вступал размер желудка, который за четыре недели пришел в свою норму и противился этому насилию. К концу дня мы добили свои тела горячим душем и мягкой постелью. После чего все противоречия разрешились, и мы уснули мягким сном, не требующим постоянного расширения КИ. Ночью в баках жгли мусор, утром приехала большая команда отдыхающих и мы затосковали  по Плесецкой щели и Монастырям с их тихой внимательностью к нам, со сном, который может дать отдых телу, но никогда не расслабит сознания. Пора в дорогу, к следующим приключениям.

Море нас встретило сильными ветрами. До стоянки нас подвезли на лодке. Изрядно промокнув мы уже не беспокоились что лодка не сможет подойти близко к берегу и нам придется прыгать вводу в одежде, что бы разгрузиться. Ура! Мы вернулись в реальность, где наедине со стихией только ты можешь отвечать за свою жизнь и тех, кто рядом. Рельеф берега за год поменялся, и сделать стоянку на старом месте уже не получалось. Пришлось начинать новое строительство на новом месте. Как всегда в ход идет все, что найдешь на берегу – дары моря. Обломки кораблекрушений, поваленные деревья, камни, земля, опавшие иглы с сосен и просто мусор цивилизации. Очень удачная конструкция модифицированной палатки и модернизированного тента завершили строительство и дали возможность наслаждаться прекрасным видом моря и сосен со второго этажа прибрежной линии. К сожалению, цивилизация давит на горло и мы становимся похожи на тех мышей, которых душат совы. Мы пищим, но писк становиться все слабее и слабее и мы не понимаем, что происходит. В Кринице строят толи винозавод, толи засекреченный военный объект. Всю ночь раздавались странные звуки похожие на гром. С другой стороны, ближе к Маяку, тоже велось строительство, и каждое утро от мыса тянулись полосы грязной воды, и получить удовольствие от купания можно было только рано утром. Но зато шум прибоя ни кто не отменял, и море с каждой волной напоминало о вечном движении, о жизни, что идет вперед и никогда не останавливается. Наша задача научиться чувствовать движение жизни и быть с ним в одном ритме.

Дельфины – удивительные существа. Они каждый день проплывали мимо нашей стоянки, а однажды, подплыли совсем близко и долго кружились, давая возможность насладиться их движениями. Боже, как они далеко ушли от нас в своем развитии. Так может двигаться только высшее существо, где море не просто его дом, а они и есть само море.

С легкой грустью заканчиваю эти воспоминания. Но ведь только от нас зависит, что ждет нас впереди. Речь идет не о жизненном пути с его обстоятельствами, его трудно поменять. Речь идет о том, как мы сможем научиться проживать эти обстоятельства. Если мы не можем поменять обстоятельства, то мы точно можем сделать выбор кем нам быть в этих обстоятельствах. Для этого нужно учиться, развивать то, что было утеряно.

В начале рассказа писал о том, что поход это очень важная часть практики. Когда были на Монастырях, внутри сформировалась целостная картина тех практик, которыми мы занимаемся. Более четко проявилась основа, то, о чем нельзя забывать, что бы мы ни делали. За четыре с лишним года наше додзе подросло, формируется хорошая команда инструкторов и наверное, пришло время написать «Концепцию развития».  В основе этих тезисов лежит само название Юишинкай Айкидо. Юишинкай – это школа, в основе которой лежит развитие сердца и духа. Об этом говорят иероглифы. Но занимаясь практикой, мы сталкиваемся с трудностями. Очень трудно научиться открывать свое сердце и правильно развивать его чувствительность находясь в социуме. Многие учителя говорят о том, что это очень сложно. Поэтому эту задачу нужно решать последовательно. На мой взгляд, погружение в живую природу очень важный этап. Там можно вернуться к истокам, отбросить лишнее и научиться понимать жизнь. Если желание будет большим и искренним, вся природа повернется лицом и помощь будет огромная.