На первый взгляд, может показаться, что статья не имеет прямого отношения к Айкидо. Но мы рассматриваем все практики с позиции развития человека. Тогда такой взгляд может послужить основой развития.

 

Математика и наркотики.

Сегодня утром было занятие, и я спросил,

- Какое максимальное число вы можете представить?...

Вирусы не сдаются, поэтому моя жена сейчас ведет уроки через интернет. Одно дело, когда она рассказывает о своих учениках, другое, когда удается их послушать. Как говорят, как мыслят…

Мы далеки от того, чтобы по-стариковски сожалеть о том, что было раньше и как стало сейчас. Математика наука объективная и возраст пока не тот, когда путаешь правый и левый носок. Помню некоторых детей из ее первого выпуска. Это было почти тридцать лет назад. Помню, как учились наши дети и их сверстники. Объективная, «математическая» оценка – слабый троечник тех времен, сейчас был бы хорошистом или отличником. Почему так случилось? И причем здесь наркотики?

В этом необходимо разобраться, потому что связь не просто существует. Эта связь лежит в основе процессов.

Сначала я спросил,

-Какое максимальное число вы можете представить?

Второй вопрос был,

- Вы пробовали когда-нибудь наркотики?

Дело в том, что сейчас на уроке математики в седьмом классе есть дети, которые не могут сказать между какими числами лежит число тринадцать. Есть дети, которые не могут складывать и отнимать в пределах двадцати. Последнее, что слышал своими ушами, детей спросили,

- Сколько будет три целых пять десятых минус два?...

Долгая тишина… Потом одна девочка говорит – девять.

Поверьте мне, это обычная школа, седьмой класс.

В чем причина? Учителя хорошие. Моя жена работает учителем более тридцати лет. Двадцать-тридцать лет назад, ее троечники поступали в ВУЗы. ( тогда не было платных отделений ) Они поступали своими силами, своими знаниями.

Дети, это дети. С точки зрения физиологии, это те же самые дети. Психология поменялась. Отношение к учителю и учебе поменялись. Это важно, но не это лежит в корне деградации. За эти годы изменилась система образования.

Когда учился в школе, геометрия, физика, химия были моими любимыми предметами. После школы помогал друзьям и знакомым готовиться к поступлению в институты. Когда жена стала работать в школе, иногда заглядывал в задачки и решал их. Говорю это к тому, что никогда не забывал школьной программы. Но недавно, заглянул в учебник геометрии и попал в ступор. Читаю определения, теоремы и не могу понять этого языка. Дело не в том, что появились новые слова. Из определений исчезла образность. Более того, они построены таким образом, что образность мышления просто вытравливается.

Сижу в соседней комнате и слушаю урок алгебры в выпускном классе. Восемьдесят – девяносто процентов времени учителя уходит на то, что бы объяснять, как правильно оформлять работу.  При этом правила оформления год от года постоянно меняются. Изменилась программа, изменились учебники, изменились критерии оценки знаний. Если вы хороший учитель, то достаточно минуты общения с учеником, что бы понять уровень его знаний. Понять как он мыслит, на сколько гибко его мышление… Если это процесс обучения, вы знаете как его учить, на чем делать акценты. Если это экзамен, вы можете очень точно оценить его уровень. Важно общение, контакт. Но сейчас все изменилось.

Если сейчас спросить детей, какое максимальное число вы можете представить, кто-то скажет миллион, кто-то триллион. Их мозг будет работать на вспоминание максимального числа, которое они слышали в школе. Кто-то будет представлять это число написанным на листке…

Если меня спросить какое максимальное число могу представить, то мой мозг начнет представлять не числа, а объекты. Могу представить тридцать человек. Это просто. Десять лет учился в школе, где в нашем классе было тридцать человек. Мое ощущение тридцати человек, - оно такое. Могу представить  сто человек, если их построить десять на десять. Но двести уже не могу. Теряю ощущение. Могу представить вес в двадцать килограмм, пятьдесят, труднее сто. Могу даже представить тонну, но десять тон уже не могу. Тонну чувствую, а десять не могу. Так устроено мое восприятие. Для меня числа всегда живые. Решая задачу по физике, прочитав условие, всегда могу сказать, имеет ли задача решение и сколько приблизительно будет в ответе. Не факт, что смогу найти решение. Но почувствовать его можно.

В нашем восприятии мира очень важно образное мышление. Это мышление складывается из двух составляющих. Умение создавать образы и уметь привязывать их к реальности. Умение привязывать к реальности напрямую зависит от умения чувствовать. Задача школы, как и любого института обучения, развивающего человека, состоит в развитии этих качеств. Необходимы множества предметов: история, литература, география, математика, физика, химия. Предметы разные, но все они должны развивать в человеке образное мышление, привязанное к реальности. При таком понимании, было бы не правильно делить людей на гуманитариев и техников. Если вы развиваете образность мышления, то вы преуспеваете во всех направлениях. История этому подтверждение. Многие великие, гениальные умы были талантливы и в естественных науках и в гуманитарных.

Но при чем здесь наркотики?

Дело в том, что я никогда не курил и не принимал наркотики, даже очень легкие. Есть много людей, которые считают, что нужно попробовать все. Нам говорят, что дым табака разрушает легкие, это вредно. Нам говорят, что наркотики нельзя принимать потому, что есть привыкаемость, и они тоже могут разрушить наш организм. Никто не говорит,  что происходит в организме даже при приеме слабого наркотика. Все пытаются напугать. Напугать видом съежившихся легких, покрытых смоляной слизью. Или видом бессознательного наркомана, опустившегося на самое дно жизни. Но это не работает. Бессмысленно рассказывать, как отмирают клетки мозга и рушатся нейронные связи. Человек это не чувствует. Он чувствует необычное измененное состояние, и это для него классно. Пугать, конечно, можно, но это не на всех действует. Есть инстинкт самосохранения и немного логики. Тогда человек может немного попробовать и остановиться, пока не привык. А я не могу. Не могу даже попробовать.

Почему?

Когда был совсем маленький, у меня не то чтобы возникал вопрос «кто Я»… Было очень интересное ощущение. Ощущение бесконечной вселенной, ощущение невероятно большого количества людей на планете и как следствие невероятное  ощущение малой вероятности того, что я попал на эту планету. Как могло случиться это потрясающее чудо? Каждый раз, когда накрывала эта волна, впадал в необычное состояние ступора. Оно было абсолютно не понятным, и очень притягательным. Чем чаще попадал в это состояние, тем больше росла благодарность к тому, кто позволил этому свершиться. Не было понимания Бога (и сейчас его нет) Но есть четкое понимание, что это не случайный процесс. В те детские годы, называл это бесконечным разумом. Сейчас, не знаю, как это называть, потому что слово разум здесь не подходит. Не хочу говорить Бог, не хочу говорить вселенная. Это не имеет названия, но его можно чувствовать и чувствовать огромную благодарность этому подарку. Мое тело это невероятный подарок.

Именно это ощущение не дает мне возможности сделать на этом теле татуировку. Не могу испортить эту красоту рисунками, чернилами, потому что дело не в форме. Те процессы, которые идут в теле, в коже, в каждой клеточке невероятно красивые и совершенные. Не поймите меня превратно. Дело не в моем совершенстве. Просто это совершенство можно чувствовать в любом человеке. И тогда рука не поднимается ввести туда краску. Нарушить естественную красоту процесса. Не могу позволить себе вдохнуть дым сигареты. Потому что естественность дыхания сидит не в голове, а в ощущениях тела. Не могу нарушить чистоту дыхания дымом или посторонними веществами.  Это не мысли, которые можно перепрограммировать. Это очень глубокие ощущения и с ними ничего нельзя сделать. Тоже самое с наркотиками. Не могу допустить чувства разрушения мозга. Иногда пью алкоголь. Как правило, в лечебных целях, но очень расстраиваюсь, когда не услежу и выпью грамм на тридцать больше. Появляются изменения в голове в теле. Ничего хорошего в них нет, при этом теряется внутренняя чуткость и это досадно. Но порой лечебный эффект, а он есть, важнее.

Сейчас, оглядываясь назад, пытаясь разобраться в этом, очень хорошо понимаю. Скорее всего, в детстве, чувствительность и осознанность была чуть больше, чем у большинства сверстников. Тогда сознание имело возможность формироваться на этой базе. А база, это образность мышления и чувственность восприятия. Это те качества, которые можно развивать в человеке. Не важно, в каком состоянии находится восприятие ребенка в детстве. Важно четкое понимание, в каком направлении с ним работать. Тем более что по своей сути сознание ребенка очень восприимчиво к такому развитию. В подтверждение слов достаточно большая статистика на протяжении тридцати лет. Речь идет не о десяти или тридцати учениках. За эти годы их прошли сотни. Если не развивать образное мышление, привязанное к реальности, то очень быстро наступает деградация сознания. С трудом пишу эти слова, потому что больно это осознавать. Но процесс глобальный и это факт. К чему это приведет?

Мы живем в социуме. Мы постоянно в контакте с окружающими людьми и все чаще и чаще сталкиваемся с некомпетентностью.  С некомпетентностью тех, с кем работаем, кто нам предоставляет услуги. Тех от кого зависит наша жизнь напрямую, от врачей и учителей. Если этот процесс глобальный, то это не может нас не затронуть. Как могло произойти так, что в некоторых европейских странах наркотики стали легализованы?  Когда человек теряет ощущение себя, ощущение окружающего мира. Тогда это место замещается правилами, рассуждениями, законами. Тогда начинаются разлагающие процессы. И что самое страшное нет понимания этого разложения. Потому что механизм понимания уничтожен. Дальше рождается бессердечие. Это происходит очень незаметно, потому что на подмену бессердечия приходит эмоциональность. Постепенно люди превращаются в живые машины, в головы которых будет залито то, что необходимо, через средства массовой информации. Люди будут чувствовать себя очень живыми, потому что эмоции будут бить через край. Будет много работы для адвокатов и психологов…

Я не предсказатель будущего. Просто эти вещи очень взаимосвязаны и не нужно быть очень умным, что бы отследить эту взаимосвязь. Более того, можно посмотреть, что происходит с людьми в тех странах, где такая система образования была внедрена достаточно давно.

Наверное, было бы не правильно так пессимистично заканчивать такую прекрасную статью J.

Мы ничего не можем сделать с теми глобальными процессами, которые происходят в мире. Тем более, что на это есть абсолютно объективные причины и все это так и должно происходить.  Но мы можем сделать многое. Если есть понимание, то можем двигаться в правильном направлении или как минимум искать это правильное направление. Нужно развивать в себе чувственное восприятие и образное мышление. Развивать их в своих детях и внуках. Сказать, что наше общество тогда поменяется – это не правда. Но мы станем другими, наши дети могут стать другими. Если появиться возможность чувствовать и понимать жизнь в реальных красках, это гораздо круче, какими бы ни были, цвета этих красок. И уж точно никто из этих людей не будет принимать наркотики.