Дзен. Еноты. (п)Шадоу Мун.


автор статьи: Токарев Стас

С 02.08.2014 по 10.08.2014 мы прошли по маршруту: Плесецкая щель, Тхаб, Монастыри, Новосадовый, Долина реки Пшада, Грекова щель.

Всего: 57.5 km (35.7miles)

В этих местах я бывал уже дважды (2005г.,2008г.) и давно влюблён в них. Услышав, что набирается группа для похода по данному маршруту и прохождения практик в горах, я нисколько не раздумывая решил идти.

Про красоту и энергетику сих мест не буду писать, ибо они словами непередаваемы. Изложу свои наблюдения и полученные уроки.

 

Формирование команды.

Практики должны были проходить в усиленном режиме, для чего нужна определённая подготовка. Поэтому пойти смогли не все желающие. В группу вошло 8 человек имеющие разные возраст, жизненный опыт, характер, темперамент, профессии и прочее. Но всех нас объединяло стремление к духовному росту и путь, который мы выбрали для следования к этой вершине - Айкидо.

Практикуя Айкидо в зале, мы в среднем проводим вместе по 6-8 часов в неделю. Быт налажен, обязанности распределены. Есть определенный этикет отношений, который соблюдается уже на автомате. Вне додзе, чаще мы свободны вести себя так как предпочитаем нужным в рамках норм нашего общества. И это тоже доведено до автоматизма.

Доехав до начального пункта, надев рюкзаки и выйдя на маршрут, уже через час наша колонна из 8 айкидок растянулась на 1 км. Привыкнув жить и двигаться каждый в своем ритме, оказавшись в походе, мы стали действовать по привычке и не осознанно (и я в том числе). В итоге мы разбились на небольшие группы по несколько человек.

Поясню почему это опасно в горах: дорога в ущелье то постоянно сворачивает в разные стороны, то объединяется из нескольких троп, то растекается по разным развилкам. Потеряться можно за считанные минуты, особенно если ты в первый раз в данной местности.

 И вот он первый урок, который очевиден, но не всегда осознан:

Для того, чтобы быть командной, необходимо не только быть объединённым одной идеей, но еще и двигаться в одном ритме.

Второй урок тоже не заставил себя долго ждать.

На второй день, получив задание от учителя, придя на место его выполнения я оценил ситуацию и решил сделать так, как посчитал выигрышным. В итоге из-за моей самовольности мы потеряли 1,5 часа.

Урок 2 -Принятое старшим решение не обсуждается. Как бы оно не противоречило твоей логики. Как бы тебе оно нравилось/не нравилось. Те преимущества, которые ты видишь для себя на месте, обернутся проигрышем для всей команды.

Сэнсэй в самом начале объяснил нам эти два урока и дальше мы не только шли в одном ритме, но и готовили еду, ходили за дровами, ставили и разворачивали лагерь, ложились спать и просыпались синхронно. Причем, когда улавливаешь ритм команды, у тебя не возникает вопросов, какие твои обязанности и что тебе делать. Дело само спорится.

 

“Тело – храм души” или “Айкидо – это не Айкидо”.

 

Начну издалека.

Я помню свои первые впечатления, когда я впервые посетил тренировку Айкидо. Это был май 2005 года (мне было 19 лет). У меня тогда не было интернета (кстати Ютюб появился буквально за два месяца до этого), и я не мог посмотреть где-либо ролики или прочитать информацию перед тем как идти на занятие. Впечатления от того, что я увидел, были очень сильными. Мне казалось, что ребята делают что-то невероятное. И это было намного круче, того что делал Стивен Сигал на экранах. Стив мочил, а тут было волшебство движений.

В этот же период я устроился на новую работу. Придя на свое рабочее место, в ящике стола нашел диск. Сломав на четвертой тренировке ногу (хотел выпендриться и сделать переворот вперед через руки), я оказался запертым дома на целый месяц. Начал просматривать диск и «о чудо» - на диске оказались сборник статей и книги по боевым искусствам. Я полез в раздел айкидо и нашел целый клад – книги О’Сенсея и статьи по Ки Айкидо с биографией Коичи Тохея, где кратко описывали практики Дзен и Мисоги (при сравнении с текущей доступностью информации, тогда найти что-то интересное по теме было подарком и тем более ценным). И целый месяц я впитывал философию Айкидо. Это был июнь.

В конце июля ребята с Айкидо собирались в поход. Мы были знакомы ровно 4 тренировки. Меня не хотели брать, так как конечно возник вопрос о «везучести» незнакомого человека, сломавшего ногу после нескольких тренировок. Мне только что сняли гипс. Нога атрофирована и в два раза тоньше другой. Да и от нагрузок кость могла снова треснуть. А мне так хотелось, такое желание было. Первый раз в горы, первый раз на море. Билетов на поезд, на котором ехали ребята, уже не было. Я пошел ва-банк: все равно купил себе рюкзак, спальник, походные принадлежности и в день отъезда приехал на вокзал за три часа. Простоял час в очереди. Очень длинный час. И вот когда подошел к кассе, оказалось, что есть место. Кто-то сдал билет и его еще не успели купить. Я еще не отправился в поход, а уже был счастлив.

После похода я продолжил заниматься Айкидо. На следующий год мы пошли в Карелию. Еще через год поехали в Сухуми. А в 2008 году оказались снова в районе Геленджика. Еще мы устраивали выезды для детей в Подмосковье и организовывали праздники. Мы весело проводили время. Айкидо при этом становилось все меньше. А я увлекся больше акробатикой в РГУФКе, пока не перестал заниматься Айкидо совсем.

Почему перестал? Ответ простой – не было прогресса. Уже через год я достиг своего максимума на тот момент и просто продолжал поддерживать форму (с акробатикой в итоге произошло то же самое). Я как был скован в своих движениях, так и остался. Не получалось того волшебства, которое я видел на первой тренировке, несмотря на количество изученных техник. Чего-то не хватало.

Но на этом Айкидо для меня не закончилось. Я все время хотел продолжать заниматься, и ждал «своего» учителя. В прямом смысле ждал, так как он, имея огромный опыт духовных практик, в то время еще не преподавал. А когда пришло время (сентябрь 2012) -  я пришел учится Айкидо к нему с нуля, оставив свой небольшой предыдущий опыт.

И вот спустя 9 лет после первого похода, я практикую уже дзен и мисоги в тех же местах. Сейчас, после двух лет занятий, я не только понимаю, но и начинаю чувствовать, что наше тело связано с нашим умом(душой). Объединения ума и тела - это один из главных принципов Ки Айкидо. Тело – это храм нашей души, и они взаимосвязаны. Вся свобода наших мыслей отражена в свободе движений тела, и наоборот. При обучении необходимо работать не только над своим телом, но и над душой. Совершенствуя только тело и не занимаясь духовными практиками, ученик может упереться в ограничения своего ума.

Айкидо, которым я занимался до встречи сенсея -  было Айкидо по форме. Айкидо, которым я занимаюсь сейчас – путь к любви. Но не имея предыдущего опыта, я бы не смог оценить важность практик развития духа.

Еноты.


В каждый из прошедших походов я встречал этих замечательных прохвостов. И в этот раз знал, что на первой же стоянке встреча с ними неизбежна.

 В первую ночь мы легли вокруг рюкзаков, и приготовились спать.  Появление енота не заставило долго себя ждать. Не знаю, ходил ли он в эту ночь вокруг нас, но в моем сознании он появился тут же. Любой шум, скрип, треск - это был енот. И ночь прошла в постоянном вскакивании и сканировании окрестностей фонариком. Только утром от утомления я поспал пару часиков. На следующую ночь ситуация повторилась. Страха не было. Но мысль о том, что он ходит вокруг, не давала мне покоя. Мое внимание было сконцентрировано и нацелено на каждый звук в лесу. И успокоить свой ум мне никак не удавалось.

Вот тебе на. Тренируешься удерживать внимание внизу живота, практикуешь медитацию и в простой ситуации не можешь успокоить свое сознание, избавив его от мыслей о безобидных енотах. Это стало для меня настоящим откровением.

На третий день, когда мы сидели и разговаривали после ужина, енот сидел в пяти метрах от нашего стола. Этот уже был из плоти. Он оценивал нашу реакцию. Увидев, что его никто не собирается прогонять, он спокойно подошел и взял сухари из рук Андрея. Затем мы устроили фотосессию с енотом, заплатив ему банкой со сгущенкой на стенках. После чего он довольный ушел восвояси. Эту ночь и все остальные я спал как младенец, хотя енот ходил вокруг.

Последующие дни меня не оставляла мысль, почему мое внимание было столь напряжено. И вот во время одной из медитаций мне пришло четкое осознание, что это модель моего поведения по жизни при столкновении с неизвестным. В данном случае енот до встречи с ним и после, это две разные грани сознания. Одна грань – реакция на неизвестное, вторая - полученный опыт. Что делать с этим пониманием я пока не понял. Думаю, дальнейшие практики дадут ответ на этот вопрос. В любом случае, я сделал еще один шаг к понимаю своей внутренней сути.

 

(п)Шадоу мун.

В Айкидо Юишинкай, есть движение под названием «Шадоу мун».  Это незаметный для Наге шаг в сторону в определенный момент его атаки. Наге не видит никаких изменений в вашей позиции и продолжает атаку по намеченной траектории. Ваше тело остается неподвижно и только легкое движение ноги в сторону и перенос веса тела на эту ногу в момент удара позволяет вам уйти с линии атаки. Если сделать этот шаг раньше, Наге его заметит. Позже – Наге успеет нанести удар.

Это движение является одним из базовых и должно быть идеально отточено. Проверить насколько ты владеешь техникой в зале можно только, если Наге атакует с намерением (“по-честному”). А как проверить навык вне зала?

Очередным испытанием в походе стал переход по Долине реки Пшада. Русло реки вьется змейкой по всей долине, а дорога проходит по центру долины и множество раз пересекает реку. Приходится раз за разом переходить реку по камням. И вот тут появилась отличная возможность проверить свои навыки. В зале ровная поверхность татами «сглаживает все недостатки техники». Тут ты либо остаешься сухим, либо идешь с мокрыми ногами.

Я замочил ноги при первом же переходе. Наступив на один из камней, он оказался шатким и неустойчивым. Это состояние моментально передалось всему моему телу, я потерял равновесие и соскользнул в воду.

Если рассматривать этот момент с точки зрения боевых искусств, то потеря состояния внутреннего равновесия стоила бы мне жизни. Я нарушил все 4 базовых принципа:

1)      Удерживайте одну точку. “Какая нафик точка”, - думал я. “На мне рюкзак в 15 кг, и я с ним по камням пытаюсь перейти бурлящий поток воды”.

2)      Полностью расслабитесь. “Ага, расслабишься тут. Рюкзак же 15 кг.”

3)      Расширять свое ки. “Так, так, так. Вот этот камень.” Мое внимание было сосредоточено только на камне, и я не чувствовал окружающего пространства.

4)      Сохраняйте вес тела внизу. «Ну тут проблем нет. С таким багажом, это ж не сложно», - считал я.

Учитель конечно говорит, что нужно практиковать везде и постоянно. Но учимся мы только на своих ошибках. Хорошо, что река глубиной по голень и я отделался мокрыми красовками. В дальнейшем цена ошибки может оказаться выше. Так что - практика, практика и еще раз практика. Основные принципы и базовые движения должны быть отработаны до автоматизма.

 

В заключении хочу сказать словами сенсея, которые он наверно тоже у кого-то стырил:

 

- в основе всего лежит Чистое сердце.

- а что такое Чистое сердце? - спросил я.

- Это когда нет злобы, нет зависти, нет ненависти и прочих придатков Эго. Есть только любовь.

- Ааа, чистое сердце – это когда чистое сердце! – заключил я.